ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ»

Сертификация систем менеджмента

Описание процесса

Первичный аудит и сертификация

Проведение первого этапа

- подбор и назначение компетентной группы;
- проверка документации системы менеджмента заказчика;
- оценка местоположения и состояния заказчика;
- сбор необходимой информации относительно применения системы менеджмента;
- анализ распределения ресурсов для проведения второго этапа аудита;
- оценка проведенных заказчиком внутренних аудитов и анализа со стороны руководства;
- подготовка отчета по первому этапу;

Проведение второго этапа

- разработка и утверждение плана аудита СМ, согласование его с заказчиком;
- проведение аудита по сертификации СМ «на месте»;
- разрешение сомнений по второму этапу аудита (если применимо);
- заключение по итогам первичного сертификационного аудита;
- принятие решения о первичной сертификации;
- оформление и выдача сертификата соответствия (при положительном решении по аудиту);

Инспекционный контроль

Ресертификация

Перечень документов и сведений, представляемых заказчиком в ОС для анализа документации систем менеджмента

Для проведения первого этапа аудита заказчиком представляется в ОС следующая документированная информация: 

а) по системе менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015):

— структурная схема проверяемой организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок);

— руководство по качеству (если оно разрабатывалось);

— описание среды организации, внешних и внутренних факторов, ожиданий и потребностей заинтересованных сторон в соответствии с п.п.4.1, 4.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

— область применения СМК в соответствии с п.4.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

— Политика в области качества в соответствии с п. 5.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

— информация по планированию действий в отношении рисков и возможностей в соответствии с п.6.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

— цели в области качества в соответствии с п.п.6.2.1, 6.2.1, 6.2.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

— информация, демонстрирующая лидерство и приверженность высшего руководителя в отношении СМК и потребителей в соответствии с п.п.5.1.1, 5.1.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

—  перечень процессов, определенных организацией как необходимых для СМК

— перечень документированной информации (процедуры, регламенты, стандарты и пр.), регламентирующие порядок осуществления процессов из Перечня

— перечень документированной информации, содержащей свидетельства функционирования и результативности процессов из Перечня

— документированная информация (процедуры, регламенты, стандарты и пр.), регламентирующая порядок осуществления необходимых для организации процессов СМК, свидетельства их функционирования и результативности в соответствии с п.п.4.1.1, 4.4.2,  7.1.  7.2,  7.3,  7.4,  7.5,  8.1, 8.2,  8.3,  8.4,  8.5,  8.6,  8.7,  9.1,  9.2,  9.3,. 10.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015);

 

б) по системе менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018):

— Политика организации в области обеспечения безопасности пищевой продукции  в соответствии с п. 5.2  ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018);

— структурная схема организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок);

— область применения СМБПП в соответствии с п.4.3 ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018);

— информации о созданной группе безопасности пищевой продукции (приказ или распоряжение руководства) в соответствии с п.5.3   ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018);

— документы СМБПП, касающиеся продукции, применительно к которой разработана СМБПП;      

— записи по результатам внутренних аудитов (выборочно по 2-3 аудитам) в соответствии с п.9.2 ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018);

— записи о проведенном анализе со стороны руководства (за год, предшествующий сертификации) в соответствии с п.9.3 ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018);

—  программа обязательных предварительных мероприятий в соответствии с п.8.2 ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018);

— планы управления опасностями (план ХАССП/ППОПМ) в соответствии с п 8.5.4 ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018);

— сведения о подразделении, проводящем испытания продукции, в том числе сведения о его аккредитации в соответствии.

 

Документы представляются заказчиком в ОС на бумажном или электронном носителе информации.

Перечень документов, применяемых при выполнении работ по сертификации систем менеджмента

▪   Приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации»» (зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2020 г. № 60907);

ГОСТР Р ИСО/МЭК 17021-1-2017«Оценка соответствия. Требования к органам,  проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июля 2017 г. №640-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»;

ГОСТР Р ИСО/МЭК 17021-3-2021 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 3. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества,

утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 апреля 2021 г. № 291-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»;

ГОСТ Р 53755-2020  (ISO/NS 22003:2013) «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 августа 2020 г. №628-ст, «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»;

ГОСТ ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)  «Система  менеджмента качества. Требования»,      утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1391;

ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018)  «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям,  участвующим в цепи создания               

пищевой продукции», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 г. № 416-ст;

ГОСТ Р ИСО 19011-2021 «Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2021 г. № 261-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»;

ГОСТ Р 54318-2021 «Определение времени аудита системы менеджмента качества, а также системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 апреля 2021 г. № 292-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»;

  • СМ № 03.1-9.0004  (Версия 02. Апрель 2022 г.) «Схемы аккредитации органов по сертификации систем менеджмента  в национальной системе аккредитации»;
  • СМ № 03.1-9.0006  (Версия 01. Март 2022 г.) «Схемы аккредитации органов по сертификации систем менеджмента  безопасности пищевой продукции в национальной системе аккредитации»;
  • СМ № 04.1-9.0014  (Версия 05. Март 2022 г.) «Политика использования аккредитованными лицами знака национально системы аккредитации»;
  • IAF MD 5:2019 Обязательный документ IAF по определению продолжительности аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда.

         IAF MD 17:2019 Свидетельская деятельность по аккредитации органов по сертификации

Примерная стоимость работ по сертификации систем менеджмента

Примерная стоимость работ по сертификации систем менеджмента определяется из расчета трудоемкости работ, утвержденной стоимости рабочего дня эксперта ОС.

При расчете стоимости работ по сертификации учитываются трудозатраты на организацию работ по сертификации, трудозатраты на проведение обязательного анализа запрашиваемых документов СМ и трудозатраты на аудит по сертификации СМ «на месте».

При расчетах трудоемкости учитывается размер организации, число ее работников, количество производственных площадок (филиалов) и их местонахождение, объем документации СМ  и другие особенности системы, процессов и продукции (услуг) конкретной организации, которые влияют на затраты времени при аудите.

Окончательная стоимость работ определяется в каждом конкретном случае при заключении с Заказчиком договора (контракта).

Описание прав и обязанностей заявителей, связанных с осуществлением работ по сертификации систем менеджмента

Заявитель имеет право:       

     — подавать заявку в ОС только на продукцию (услугу), которая внесена в область аккредитации ОС;

     — согласовывать организацию, предложенную ОС для выполнения субподрядных работ  и др.;

    — обратиться с заявлением в апелляционную комиссию ОС на неправомерные действия его экспертов при выполнении процедур сертификации систем менеджмента

          

Заявитель обязан:

       — предоставлять ОС  по его требованию документы для предварительной оценки системы менеджмента;

       — создавать необходимые условия для проведения сертификации систем менеджмента, в т.ч. обеспечивать доступ в подразделения,  на которые распространяется система менеджмента;

     — незамедлительно сообщать в ОС  об изменениях, вносимых в конструкцию продукции, технологию изготовления или комплектацию, которые могут повлиять на результаты сертификации системы менеджмента;

     — обеспечивать своевременное проведение инспекционного контроля;

     — выполнять установленные требования по использованию знака соответствия, выданного на период действия сертификата соответствия СМ;

     — обеспечивать регистрацию всех жалоб, доведенных до сведения заявителя, касающихся выполнения требований к сертификации СМ, а также документирование принятых мер по устранению этих недостатков.

ПОЛОЖЕНИЕ ПО РАБОТЕ С ЖАЛОБАМИ И АПЕЛЛЯЦИЯМИ

ПОЛОЖЕНИЕ ПО РАБОТЕ С ЖАЛОБАМИ И АПЕЛЛЯЦИЯМИ

1.Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения работ по рассмотрению жалоб и апелляций в органе по сертификации ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ».

Положение   разработано  с  учетом требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 и Критериев аккредитации ОС, утвержденных Приказом  Минэкономразвития России от 26.10.2020 г. № 707, требований Руководства по системе менеджмента ОС.

2.Общие положения

2.1 При возникновении спорных вопросов в случае несогласия заявителя с результатами выполнения работ  по подтверждению соответствия и сертификации систем менеджмента, выполненных Органом по сертификации,  заявитель имеет право направить в ОС жалобу или апелляцию.

2.2 Жалобой считается выражение заявителем неудовлетворенности деятельностью ОС по подтверждению  соответствия и сертификации систем менеджмента со стороны какого-либо лица или организации с ожиданием ответа.

2.3 Апелляция  — запрос представителя объекта оценки соответствия и сертификации систем менеджмента о пересмотре решения, принятого ОС в отношении объекта.

3. Порядок рассмотрения жалоб

3.1 Заявителем может быть любое лицо/организация, участвующие в процессе подтверждения соответствия и сертификации систем менеджмента  или заинтересованное в результатах   подтверждения соответствия и сертификации систем менеджмента , проводимого ОС, а также лицо/организация, получившее сертификат соответствия.

3.2 Заявитель подает жалобу  непосредственно на имя руководителя ОС в которой:

a)      излагается предмет жалобы или претензии;

b)      определяются потенциальные стороны — участники конфликта;

c)     описывается участие Заявителя в событиях, которые предшествовали заявлению и стали причиной обращения с жалобой в ОС;

d)      предлагается решение (в случае необходимости).

3.3 Жалоба подается Заявителем в письменной форме с его подписью. Жалоба может направляться по почте, электронной почте, факсу или вручается лично.

3.4 ОС должен подтвердить получение официальной жалобы. Жалоба, поступившая в ОС регистрируется начальником сектора делопроизводства и архива  в отделе кадров ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ» в «Журнале регистрации входящей корреспонденции» и передается руководителю ОС.

При получении жалобы ОС должен подтвердить, имеет ли она отношение к деятельности ОС, за которую он несет ответственность, и, если имеет,  принять ее к рассмотрению.

3.5 Процессы подачи, рассмотрения и принятия решения по жалобе в ОС не носят дискриминационный характер по отношению к подателю жалобы и соответствуют требованиям конфиденциальности в части, относящейся к предъявителю жалобы и её предмету.

Анонимные  жалобы Органом по сертификации не рассматриваются, но могут быть использованы как информационные источники аналитического характера в интересах совершенствования его системы менеджмента качества.

3.6 ОС в установленный срок должен передать сертифицированному

заявителю, относящуюся к нему жалобу.

3.7 Руководитель ОС вправе по собственному усмотрению выбрать способ предварительного рассмотрения жалобы. Он может поручить рассмотрение  жалобы компетентному сотруднику ОС или рассмотреть её лично.

Если жалоба подлежат рассмотрению компетентным сотрудником ОС, он не должен  иметь непосредственного отношения к предмету жалобы, а также быть заинтересованной  стороной.

3.8 Руководитель ОС имеет право отклонить жалобу, которая не отвечает требованиям по существу. Отказ должен быть в письменном виде, объяснять причину отказа.

3.9 Жалоба Заявителя должна быть рассмотрена в ОС в течение срока, не превышающего 30 дней. Отсчет времени начинается с момента регистрации жалобы. Не  позднее этого срока руководитель ОС обязан вынести решение по жалобе и уведомить о нем Заявителя и заинтересованные стороны.

3.10 ОС несет ответственность  за сбор и проверку всей требуемой информации (насколько возможно), чтобы принять правомерное решение, а также за все решения, принятые на всех уровнях задействованных в процессе рассмотрения жалобы.

3.11 Решение об удовлетворении жалобы принимается, анализируется и утверждается лицами, не участвующими в деятельности по подтверждению соответствия продукции/услуг и сертификации систем менеджмента

3.12 Чтобы обеспечить отсутствие конфликта интересов, персонал (включая управленческий), который оказывал консалтинговые услуги или работал с ним, не может использоваться ОС для анализа или утверждения порядка удовлетворения жалобы в течение  двух лет с момента прекращения консалтинговой деятельности или найма.

3.13 Решение по жалобе оформляется менеджером по качеству ОС в двух экземплярах и направляется Заявителю в письменном виде в течение 1 месяца с момента его оформления с использованием средств связи, обеспечивающих фиксированную отправку или под расписку.

Ответ должен быть подписан руководителем ОС и содержать:

а)      информацию о предпринятых и планируемых мерах коррекции;

б)      информацию о разработанных корректирующих и предупреждающих действиях;

c)      запрос о согласии Заявителя с предлагаемыми мероприятиями.

3.14 В случае, если Заявитель соглашается с предложенными мероприя-тиями и ответ от него не поступил в течение двух недель с момента отправки соответствующего письма (факса, Е-mail),  жалоба  закрывается.

3.15 В случае несогласия с  решением ОС по жалобе, Заявитель имеет право обжаловать его, подав апелляцию.

3.16 Информация о выполнении корректирующих и предупреждающих действий также направляется заявителю. Срок — не позднее  2-х недель с момента из выполнения.

3.17. Записи, касающиеся работы с жалобами, ведутся в журнале установленной формы (приложение №1)

3.18 ОС принимает любые необходимые меры, связанные с дальнейшим удовлетворением жалобы. Результативность предпринятых корректирующих  действий проверяется в ОС в ходе внутренних аудитов СМ.

3.19  ОС совместно с заявителем и предъявителем жалобы определяет, необходимо ли и если да, то в какой степени, разглашать предмет жалобы и сделанное по ней заключение.

4.Порядок рассмотрения апелляций

4.1 В случае, если жалоба подана Заявителем по принятому решению при проведении работ  по подтверждению соответствия и сертификации систем менеджмента, то она рассматривается как апелляция.

Апелляция подаётся в ОС по почте, факсу, на его электронный адрес  в письменном виде  не позднее, чем через 30 календарных дней после решения ОС, с которым апеллянт не согласен.

4.2 Процесс рассмотрения апелляции включает следующие элементы и методы:

а) схема процесса получения, признания, обоснованности и исследования апелляции, а также принятия решения о том, какие ответные действия должны быть предприняты с учетом результатов предыдущих подобных апелляций;

б) сопровождение и регистрация апелляций, включая действия,  предпринимаемые для принятия решений по апелляциям;

с) обеспечение выполнения соответствующих коррекций и корректирующих действий.

4.3 Регистрацию апелляций осуществляет начальник сектора делопроизводства и архива  в отделе кадров ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ» в «Журнале регистрации входящей корреспонденции» и передается руководителю ОС.

В дальнейшем апелляция направляется руководителем ОС  председателю апелляционной комиссии для рассмотрения.

  • ОС несет ответственность  за все решения, принятые на всех уровнях, задействованных в процессе рассмотрения апелляций, включая сбор и проверку все информации, необходимой для признания обоснованности поданной апелляции.

4.5 Процессы подачи, рассмотрения и принятия решения по апелляциям в ОС не носят дискриминационный характер по отношению к подателю апелляции.

4.6 Вопрос о  рассмотрении апелляции входит  в компетенцию апелляционной комиссии ОС. Состав апелляционной комиссии и сроки работы устанавливаются для каждого случая.

4.7 Апелляционная комиссия функционирует периодически по мере необходимости и осуществляет следующие функции:

— рассмотрение апелляций по результатам работы ОС ФБУ «Северо-Кавказский ЦСМ»;

—  информирование организации, предъявившей апелляцию к работе ОС, об итогах рассмотрения апелляции.

4.8 Председатель комиссии информирует состав комиссии о поступлении апелляции и назначает дату заседания апелляционной комиссии для ее рассмотрения.

4.9 Первоначальный ответ отправляется апеллянту в письменном виде не позднее, чем через 30 рабочих дней после даты регистрации апелляции с указанием:

— информации о ее получении;

— регистрационного номера;

— срока рассмотрения (не более 6 месяцев).

4.10. Результатом работы апелляционной комиссии является решение возникшей проблемы или мотивированный отказ от такого решения.

При рассмотрении вопросов по апелляции присутствуют только члены комиссии. Решение принимается простым большинством голосов, открытым голосованием, оформляется протоколом заседания в произвольной форме.

4.11Апелляционная комиссия обязана официально уведомить предъявителя апелляции об окончании процесса рассмотрения апелляции и  о своем решении. На основании протокола заседания председателем апелляционной комиссии оформляется в течение 15 рабочих дней решение комиссии по апелляции, которое направляется апеллянту в письменном виде, не позднее 30 рабочих дней с момента его оформления, с использованием средств связи, обеспечивающих фиксированную отправку или под расписку.

4.12 Если на решение по апелляции в течение 30 календарных дней с момента его отправления не поступило возражения от апеллянта, оно считается принятым.

4.13  В случае несогласия с решением апелляционной комиссии органа по сертификации  заинтересованная сторона может обратиться в вышестоящие инстанции. Решение вышестоящих инстанций является окончательным.

4.14. Записи, касающиеся работы по апелляциям, ведутся в журнале установленной формы

4.15 Информация по апелляциям, а также результаты управления ими рассматриваются при проведении анализа системы менеджмента ОС со стороны руководства ОС и используются для её улучшения.

Скачать

Получить консультацию

Пожалуйста, укажите удобный для Вас вид связи на форме справа и наши специалисты свяжутся с Вами в самое ближайшее время.
Контакты для связи указаны ниже.​

+7 (8652) 35-71-16

Свиридова Татьяна Алексеевна

+7 (8652) 35-21-77

Приемная генерального директора

sertif26@skcsm.ru

Дополнительная информация находится ниже:

355035, Ставропольский край, город Ставрополь, улица Доваторцев, дом 7А
Свиридова Татьяна Алексеевна
Руководитель ОС
Рогова Лилия Георгиевна
Заместитель руководителя ОС